Изобретение лифта дало толчок возникновению архитектуры нового типа и оказало заметное влияние на нашу культуру, психологию, представления о границах возможного, рассказывает корреспондент BBC Culture Джонатан Глэнси.
Страшных историй про лифты полно, мрачных легенд тоже хоть отбавляй. Лифты нередко вызывают фобии: люди боятся оказаться запертымb внутри или разбиться, рухнув вниз по темной пугающей шахте. Режиссеры их обожают - и самым страшным, пожалуй, был лифт в нидерландском фильме ужасов Дика Мааса "Лифт", снятом в 1983 году, отмечает Глэнси. В нем оснащенный биокомпьютерным мозгом подъемник изощренно убивал своих незадачливых пассажиров.
Лифты вызывают сильные эмоции уже больше полутора веков - все началось, пожалуй, с Элиши Гревса Отиса, основателя названной его именем лифтовой компании Otis. В 1853 году на выставке промышленности всех наций в Нью-Йорке изобретатель-шоумен взбирался на подвешенную на тросе платформу и приказывал перерубить канат. Публика едва успевала в ужасе вскрикнуть, как лифт уже надежно останавливала система ловителей.
Демонстрация повторялась вновь и вновь, и мир в итоге поверил в то, что лифты безопасны. Но появились они куда раньше, минимум два с четвертью тысячелетия назад: живший в первом столетии нашей эры римский архитектор Витрувий описал чертеж лифта, сделанный Архимедом примерно в 235 году до н.э.
В 1857 году первый паровой пассажирский лифт был установлен в здании магазина Э. В. Ховота на нью-йоркском Бродвее. Здание спроектировал Джон Гейнор. Хозяин магазина Эдер Ховот отлично понимал, что в его универмаг будут выстраиваться очереди - просто чтобы покататься на лифте.
С тех пор популярность подъемников взлетела на такую же высоту, как обслуживаемые ими небоскребы. За минувшие полтора века лифты распространились по миру в самых разных обличьях. Большинство из них - лишь предельно функциональные коробки, ездящие вверх-вниз по мрачным шахтам, но есть и подлинные инженерные шедевры. К примеру, лифты, которые компания Otis разработала для Эйфелевой башни. Двухэтажные подъемники ходят по двум нижним уровням строения, повторяя его ажурные изгибы. С лифтов замечательно виден не только Париж, но и особенности конструкции эйфелевского уникального творения.
Компания Otis также произвела 73 лифта, которые ходят по Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. Чтобы подняться на самый верх этого величественного небоскреба в стиле ар-деко, нужно ехать с пересадками. Во-первых, стремящееся в небеса здание над Пятой авеню, подобно вытянутому вавилонскому зиккурату, сужается кверху. А во-вторых, у лифтов есть максимальная высота подъема, определяемая прочностью их стальных тросов. Но в прошлом году финская компания Kone объявила о том, что новые тросы из углеродного волокна, которое легче и прочнее стали, позволят лифтам подниматься на километр. Так что всего лишь с одной пересадкой можно будет добраться на верхушку здания в милю высотой.
Отметим, что идет к новому рекорду и скорость движения лифтов. Так, в китайском городе Тяньцзинь, в 530-метровом небоскребе, который планируется завершить в 2016 году, 95 этажей два самых быстрых в мире лифта преодолеют всего за 43 секунды - это 70 км/ч, или 1200 метров в минуту. За технологическую разработку нового суперлифта отвечает компания Hitachi, которая в 1968 году создала самый быстрый на тот момент лифт в Японии (18 км/ч). Для сравнения, на вершину Burj Khalifa в Дубае, самого высокого здания в мире, лифт доставляет пассажиров со скоростью до 60 км/ч.