505 семей, или 1411 жителей поселка Роза Коркинского района Челябинской области, судьбой которых озаботился в прошлом году Владимир Путин в ходе предвыборной кампании перед президентскими выборами, переехали в начале апреля 2013 года в новые квартиры в рамках масштабной программы отселения из оползневой зоны угольного разреза "Коркинский".
Коркинский угольный разрез, самый глубокий в Евразии, постепенно разрушается по периметру, создавая угрозу обрушения жилых домов поселка, расположенного поблизости. С приближением паводковых вод борта разреза регулярно подвергаются эрозии с риском оползневых сходов, и состояние ветхого жилья с каждым годом ухудшается. Побывав в этом месте в феврале 2012 года, Путин лично поставил задачу перед челябинским губернатором Михаилом Юревичем полностью расселить опасный поселок и выделил 5 миллиардов рублей на постройку домов подальше от опасного карьера - в Копейске, в Коркино и в самом поселке Роза.
Эта программа переселения выполняется в пять этапов. Третий этап завершился сейчас. По информации правительства Челябинской области, на данный момент построены и сданы в эксплуатацию дополнительно пять многоквартирных жилых домов суммарно на 580 квартир в городе Копейске, на улицах Международная и Короленко. Еще 300 квартир в Копейске будут готовы принять переселенцев в мае 2013 года. Таким образом, работы по проекту ведутся с опережением графика, отметили в обладминистрации, сообщает ИА Regnum.
Окончание четвертого этапа отселения запланировано на октябрь 2013 года. Тогда в новые дома переедут, по предварительным данным, около 1200 человек. Последняя часть реализации программы будет завершена только к 2020 году.
На программу переселения Розы областной и федеральный бюджеты выделили по два миллиарда рублей. Еще один миллиард рублей, который должна предоставить Челябинская угольная компания, пойдет на рекультивацию карьера.
Розинцы уезжают в город неохотно, риелторы ожидают скорого появления на рынке "подаренных" квартир
В феврале 2012 года, когда Владимир Путин приехал в поселок Роза и устроил разнос местным властям, его предупреждали, что жители поселка Роза, несмотря на катастрофическую ситуацию в родном поселке, переселяются в выделенное для них жилье крайне неохотно. Еще до приезда Путина около 300 семей розинцев получили ключи от новых квартир в других поселках, но уехали единицы. "У нас народ настолько любит свою землю, что, когда мы начинаем их переселять, - ни в какую", - утверждал тогда бывший руководитель предприятия. Но премьер в это не поверил и велел отселять.
Теперь, когда программа по отселению запущена полным ходом и потрачены миллиарды рублей, действительно выяснилось, что с отселением не все так просто.
Как пишет местное издание "Медиазавод", по Жилищному кодексу в первую очередь переезжают в большие квартиры в новых домах современных, комфортных серий обладатели трехкомнатных квартир в Розе. Но такое вынужденное "шахматное" отселение привело этой зимой к тому, что коммунальщикам Розы приходилось отапливать целые многоквартирные дома ради нескольких оставшихся жильцов.
Кроме того, некоторые переселенцы воспользовались переездом как поводом для того, чтобы не платить за коммунальные услуги по своему старому месту жительства. Как заявил глава поселка Дмитрий Андреев, только МУП "Розинские тепловые сети" переселенцы задолжали около 860 тысяч рублей. И эти деньги с бывших жителей поселка уже не взыскать.
Коммунальщикам приходится не только отапливать дома бесплатно, но и "топить" улицу, потому что некоторые бывшие жильцы при переезде забрали с собой не только ванны и половые доски, но и выломали железные двери и оконные рамы, хотя по договору переселенцы должны оставлять квартиру в полном порядке. Один из переселенцев сорвал еще и чугунные батареи и увез с собой, после чего коммунальщики были вынуждены аварийно отключить от отопления жителей всего многоквартирного дома по улице 8 Марта.
Существует и другая причина, по которой уже построенные многоквартирные дома заселяются розинцами не так быстро, как этого хотелось бы областным властям.
"Коркинский район по укладу жизни - это провинция Челябинской области, а Копейск - урбанизированный город-спутник Челябинска, областного центра", - рассказал управляющий одной из местных риелторских компаний Алексей Суслов. - "Казалось бы, люди должны быть рады такому переселению к цивилизации - ближе к хорошим магазинам, школам, высокооплачиваемым рабочим местам. Но для многих это оказалось связано с серьезными переменами в жизни, отрывом от привычной среды. В Копейске, в отличие от Розы, уже сложно будет сажать у дома картошку или, скажем, разводить коз".
Риелтор напомнил и о периодически звучащих заявлениях, что вновь возводимое для розинцев жилье слишком дорогое, и новые "горожане" поспешат продать его, как только будет снят мораторий на операции с недвижимостью, предоставляемой людям за госсчет.
"Положа руку на сердце, жителей покосившихся бараков и аварийного частного сектора вполне устроило бы и более скромное жилье в менее дорогих районах области. Дома, куда сейчас заселяют розинцев, - это стандартный современный экономкласс, такие квартиры пользовались бы хорошим платежеспособным спросом у челябинцев. Мы ожидаем их появления на вторичном рынке уже через несколько лет", - предрекает Суслов, отмечая, что уже сейчас кое-где активизировались "черные риелторы", пытающиеся в обход закона, обманом подбить людей на реализацию полученного жилья.