В культурной афише Москвы торжество граффити: участники проекта "Лучший город Земли" к сентябрю обещали разрисовать стены 150 столичных зданий, много граффити на фестивале Faces&Laces в парке Горького, выставкой работ мастеров стрит-арта открывается галерея "Синтез и интеграция". Подтягиваются и другие города, пишет "Коммерсант-Деньги".
Хотя российским городам еще далеко до Берлина, где стрит-артом пропитан буквально каждый сантиметр городского пространства, тренд на заполнение этим искусством пространств - как уличных, так и интерьеров - отчетливый. В последние годы этот тренд по разным причинам подхватили городские власти и частные компании, и уличное искусство начало превращаться в индустрию с очень приличными бюджетами, отмечает журнал.
Граффити как массовое искусство стало развиваться в России с конца 90-х, хотя первые имена появились лет на 15 раньше. "Вадим Крыс, Олег Баскет и Макс Навигатор - вот они были главные, и все плясали от хип-хопа", - рассказывает Костя Zmogk. Для самого Кости стрит-арт начался в 1998-м с перерисовывания обложек альбомов хип-хоп-исполнителей. "Затем были фестивали "Красочный город", роспись кинотеатра "Эльбрус", потом прошла акция от Nescafe в Крылатском, - вспоминает Костя. - Вслед за этим, года через три, пришли и коммерческие заказы. Сначала были маленькие магазинчики, потом офисы компаний покрупнее, а сейчас заказывают вообще все, даже госструктуры и банки".
Коммерческие граффити пытались навязать свои законы, но настоящий художник всегда найдет выход. "Понятно, - говорит Костя, - что рисовать по указке неприятно, и я со временем стал соглашаться только на те заказы, где могу определять рисунок сам". Сейчас он может это себе позволить хотя бы потому, что он один из совладельцев компании Allovergraphics, специализирующейся на граффити-оформлении. Основал эту компанию в 2007-м его друг - райтер Kostos из Литвы.
"Мне пришла в голову идея создать площадку, где мастера граффити могли бы находить себе коммерческие заказы. Сделав сайт компании, первого клиента нашел мгновенно, с небольшим, правда, бюджетом - всего в 15 тысяч рублей", - говорит Kostas. Однако вскоре стали поступать заказы и покрупнее, их-то Kostas и стал распределять между друзьями и знакомыми, отдавая им 60% от стоимости заказа и оставляя в Allovergraphics 40%. "Команда, которая сформировалась в результате - а это человек двадцать профессиональных художников плюс около сотни "подмастерьев" - осуществила уже больше 300 проектов", - рассказывает Kostas. Стоимость работ варьируется от 2 тысяч до 15 тысяч рублей за квадратный метр.
Зарабатывать серьезные деньги можно и в одиночку, уверен Petro - райтер из подмосковного Жуковского. Petro рисует уже более 13 лет, он считается великолепным мастером шрифтов и одним из первых, кто поставил на поток коммерческие заказы. "Поначалу рисовал все, что просили, но сейчас стараюсь выходить на свободу творчества - только оплачиваемые фестивали и собственные проекты. Важно, когда заказчик готов довериться мне и моему стилю", - рассказывает Petro "Коммерсанту". По его словам, это уже происходит: "Многие уже осознали, что граффити - искусство, а мы - настоящие художники".
Последний проект Petro - разрисованная трансформаторная будка в рамках проекта правительства Москвы "Лучший город Земли". Художник был доволен: полная свобода творчества плюс гонорар 20 тысяч рублей. Сумма небольшая, но при наличии портфеля заказов на таком фрилансе вполне можно продержаться. "На фестивале есть гонорары и побольше: приезжим мастерам или тем, кто фасады разрисовывает, платят и по 50 тысяч", - добавляет Petro.