Законопроект, ограничивающий рост налога на недвижимость, внесен в Госдуму группой депутатов во главе с председателем нижней палаты парламента Вячеславом Володиным и главой комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым. В документе предложено отказаться от запланированного повышения налоговых платежей, взимаемых с населения, и ограничить их рост из-за пересмотра кадастровой стоимости принадлежащего им имущества.
Как объяснил председатель Госдумы, "разработанные меры - реальная поддержка наших граждан и восстановление справедливости".
Доработать методику кадастровой оценки поручал президент Владимир Путин в марте этого года по итогам послания Федеральному собранию. Некоторые высокопоставленные госслужащие были неприятно удивлены, когда увидели, как растет в их платежках налог, пишут "Ведомости".
В 2015 году кадастровая стоимость заменила более низкую инвентаризационную для расчета налога на недвижимость людей в 28 регионах, с тех пор их число превысило 60. Общая ставка налога - 0,1%, регионы могут обнулить ее или увеличить, но не более чем втрое. Чтобы нагрузка не выросла слишком резко, был установлен переходный период. Первые четыре года сумма налога, которая рассчитывается по кадастровой стоимости, уменьшается на понижающие коэффициенты: в первый год - 0,2, во второй - 0,4, в третий - 0,6, в четвертый - 0,8. С пятого года, то есть с 2020 года, скидка отменяется и нужно платить полную сумму налога.
К этой сумме также прибавляется налог, рассчитываемый по инвентаризационной стоимости, но его доля, напротив, постепенно сокращается и на пятый год обнулится.
Для многих нагрузка выросла ощутимо. В Москве чем ближе к центру, тем больше кадастровая стоимость. Поэтому жители ветхих и изношенных домов в центре пострадали больше других. Жители новостроек с апартаментами, которые приравниваются не к жилой, а к коммерческой недвижимости, также стали платить гораздо больше, потому что налог с коммерческой недвижимости выше.
Депутаты предлагают ввести сразу два ограничения. Первое - отказаться от повышения коэффициента выше 0,6 и сделать эту "скидку" постоянной. Это означает, что после окончательного расчета налога его сумма будет автоматически уменьшаться на 40%. Сейчас коэффициент 0,6 (для расчета налога на 2017 год) применяют 28 регионов, перешедшие на кадастровую стоимость с 2015 года, включая Москву. 21 регион применяет коэффициент 0,4, а в 15 субъектах коэффициент составляет 0,2.
Второе предложение депутатов - ограничить рост налога из-за пересмотра кадастровой оценки в тех регионах, где действует коэффициент 0,6. Его сумма не должна увеличиваться более чем на 10% независимо от того, как выросла кадастровая стоимость.
Кроме того, законопроект расширяет льготы по земельному налогу и налогу на имущество за счет включения в льготные категории детей-инвалидов, а также уточняет статус таких объектов недвижимости, как дома, квартиры, комнаты, гаражи и машино-места, в целях возможности применения в отношении них налоговых преимуществ по налогу на имущество физлиц (налоговых вычетов и льготных ставок).
Изменения будут иметь обратную силу и действовать с 2015 года в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов. С 2017 года - в отношении налогообложения "частей жилых домов", "частей квартир", а также гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в соответствующий перечень субъекта РФ.
Подобные изменения налога на недвижимость выгодны гражданам РФ, хотя они и ограничат финансовую самостоятельность регионов, бюджеты которых недополучат около 6 млрд рублей.