Moscow-Live.ru / Михаил Тихонов

Операторы, занявшиеся утилизацией отходов по новой системе, на которую перешла Россия с 2019 года, испытывают сложности с получением платы за свою работу – из-за этого некоторые компании могут прекратить работу. Об этом пишет газета "Ведомости" со ссылкой на черновую версию доклада главы Минприроды Дмитрия Кобылкина для совещания у президента Владимира Путина, состоявшегося 11 апреля.

В рамках мусорной реформы с 1 января 2019 года вывоз и утилизация твердых коммунальных отходов (ТКО) стали коммунальной услугой, которая включается в платежки за ЖКУ отдельной строкой. В рамках реформы каждый субъект был обязан разработать электронную территориальную схему обращения с отходами, утвердить региональную программу и нормативы накопления ТКО и на конкурсной основе отобрать регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, который будет отвечать за полный цикл обращения с ТКО. Сделать это успели не все регионы, а Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получили отсрочку до 2022 года.

Как говорится в документе, в среднем по России операторы собирают 50,3% платежей. Хуже всего дела обстоят в Дагестане и Самарской области (собираемость 5%), Адыгее (14%), Кабардино-Балкарии (15%), Пермском крае (20%), Новосибирской области (23%), Алтайском (25%) и Красноярском (25%) краях и Ульяновской области (30%). В этих регионах операторы могут остановить работу. При этом всего на новую схему сбора отходов перешли 80% регионов, а в 253 зонах деятельности операторов работает 158 компаний.

Согласно подсчетам компании FinExpertiza, средний тариф мусорных операторов составляет 562 рубля за 1 кубометр мусора (от 93,48 рубля до 2487,85 рубля). По тарифу рассчитывают плату: компании получают пропорционально количеству утилизированных отходов, а жильцы и управляющие компании платят пропорционально количеству жильцов или площади.

По словам председателя совета директоров ГК "Чистый город" (оператор в Астраханской, Ростовской областях, Калмыкии, Адыгее) Полины Вергун, заключить договоры с региональным оператором должны все физические и юридические лица, которые потребляют услугу. Оператор сам выставляет счета, либо покупает такую услугу, но собрать актуальную информацию удается не всегда, отметил замдиректора оператора Саратовской области Алексей Калямин, уточнив, что где-то начисления включены в единую платежку, но чаще выставляются отдельным документом. Отсутствие единого порядка дополнительно осложняет ситуацию.

В свою очередь директор ассоциации "Чистая страна" Руслан Губайдуллин отметил, что неоплата квитанций является лишь частью проблемы: из-за некачественных баз многие платежи вообще не были начислены. Губайдуллин заявил, что в некоторых регионах забыли целые микрорайоны или городские мероприятия. В то же время Калямин уточнил, что операторы должны вывозить даже неучтенный мусор – иначе им грозит потеря контракта.

По словам собеседников издания, некоторые компании по-прежнему заказывают вывоз мусора у серых перевозчиков, выдавая коммунальные отходы за производственные (их оператор вывозить не должен). В результате количество мусора у оператора становится меньше, чем прогнозировавшееся при расчете тарифа). Кроме того, часть управляющих компаний собирает деньги за вывоз ТКО с населения, но не перечисляет их операторам.

По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светланы Бик, для стимулирования инвестиций и защиты капитала, а также синхронизации нормативной базы отрасли нужна господдержка. Но даже если она будет оказана, в отрасли в итоге останутся 5-6 игроков – малый и средний бизнес консолидируется в контурах крупных групп.