В пятницу власти Москвы внесли в Госдуму законопроект о переселении жителей примерно 8000 старых многоквартирных домов, в котором уточняются условия этой масштабной программы, призванной преобразовать социальный и архитектурный ландшафт столицы.
В понедельник этому документу посвящены редакционные комментарии "Ведомостей" и "Новой газеты".
Авторы публикации в "Новой газете" отмечают, что если декларации властей совпадут с реальностью, то "жители получат более просторные и комфортные квартиры в современных, энергоэффективных домах, в районе проживания или по соседству", но указывают на три "объективных риска", которые могут провалить весь проект.
- Банки могут потребовать досрочного возврата ипотеки от владельцев сносимых квартир
- "У властей сегодня вообще не имеется никаких резонов что-то делать ради "народонаселения"
По мнению "НГ", во-первых, это финансовый риск - программа очень дорога (эксперты предварительно оценивают ее стоимость в несколько триллионов рублей), и нет никаких гарантий, что у города хватит денег на ее реализацию. Второй - коррупционный риск: как планирует мэрия, оператором мегапроекта реновации "хрущевок" будет специально создаваемый в Москве Фонд реновации, который соединит в себе полномочия органа власти, заказчика и застройщика. По мнению издания, этой структуре вряд ли удастся игнорировать интересы стройиндустрии, которые традиционно сильны в Москве. И, наконец, третий главный риск, по оценке "НГ", - социальный. Программа предусматривает принудительное переселение горожан, а те "далеко не всегда хотят для себя принудительного блага", что может вызвать активные ответные действия с их стороны.
"Ведомости" обращают внимание на то, что хотя город обещает переселить горожан в равнозначное жилье в том же или прилегающем районе, в законопроекте есть оговорка о возможности переезда в другой район при получении письменного согласия жителей. По мнению издания, это создает условия для давления на несговорчивых жильцов.
В законопроекте говорится, что мэрия должна установить "порядок, случаи и формы выявления и учета мнения населения по вопросам реализации программы". Это означает, что чиновники могут проводить общественные слушания - а могут и не проводить, придумав какую-то свою "форму" учета мнения жителей, да еще и не во всех "случаях", указывает газета. При этом столичные чиновники и строители смогут начинать снос любого жилья без поправок в Генплан (которые должны проходить через гордуму), изменив правила землепользования и застройки.
Противостояние граждан чиновникам в суде тоже затрудняется: оспаривание в суде решений Москвы "не является препятствием" для вынесения решений по искам о понуждении к заключению договоров о переходе права собственности и выселении, говорится в законопроекте. По сути, сразу после первого суда права на помещения переходят к городу Москве, указывают "Ведомости". Как считает газета, в этом пункте интересы городских властей и застройщиков ставятся выше Конституции и защищающих собственность статей Жилищного и Градостроительного кодексов.
Эксперты также опасаются, что первые дома и кварталы будут переселять "образцово-показательно", чтобы жители были довольны, но после президентских выборов переселение может принять более жесткий оборот.
Напомним, 21 февраля президент РФ Владимир Путин на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным заявил, что считает целесообразным снос "хрущевок" вместо их капитального ремонта. Позже выяснилось, что в новую программу расселения ветхого жилья в Москве планируется включить девятиэтажки, находящиеся в пределах одного квартала со сносимыми пятиэтажками. Эксперты предварительно оценили затраты на завершение сноса "хрущевок" и переселения из них 1 млн 600 тыс. человек примерно в 2,5-4 трлн рублей. Ожидается, что снос старых построек займет более 20 лет, а на их месте построят в три-пять раз больше жилья.