Столичные власти, отменив на словах точечную застройку, на деле просто отстранили от нее частных инвесторов, присвоив себе монопольное право на строительство во дворах. По проекту Градостроительного кодекса Москвы, одобренного во вторник столичным правительством, право возводить новые дома на месте спортплощадок и дворовых сквериков останется только у мэрии, пишет Газета GZT.ru.
Согласно статье 42 нового законопроекта, по решению городских властей во дворе дома можно будет выстроить здание практически любого назначения: от объекта соцкультбыта до инженерных или транспортных служб, а также и жилые дома, против которых, в основном, и протестуют москвичи.
Газета отмечает, что и отстранение частных инвесторов в некоторых случаях остается формальным, так как бизнес вполне может быть заинтересован в строительстве какого-нибудь объекта соцкультбыта. Например, нового супермаркета. Кроме того, озвученный Лужковым запрет на точечную застройку, сразу же был объявлен не относящимся к уже возводимым объектам. Между тем, на телефон специально созданной в мэрии горячей линии по точечной застройке с 23 июля поступило 425 звонков.
По мнению депутата Госдумы Галины Хованской, точечная застройка социальным жильем может обернуться столкновением жителей домов, не желающих застройки своего двора, с одной стороны, и претендентов на муниципальное жилье - с другой.
Кроме того, по по проекту Градостроительного кодекса Москвы, решения о точечной застройке будут по-прежнему приниматься в полузакрытом режиме. По федеральному закону, планирование территорий должно идти в рамках генплана, который в случае Москвы утверждает Мосгордума.
Чтобы избежать публичной процедуры обсуждения проектов в парламенте, по новому законопроекту, мэрия оставила за собой право разрабатывать, утверждать и актуализировать территориальные и отраслевые схемы планирования развития территорий.
Издание отмечает, что таких терминов нет в федеральном законе. Однако разработчики закона утверждают, что это - всего лишь инструмент реализации генплана. Между тем, решение о точечной застройке будет приниматься именно на основании этих схем, а сами схемы - постановлениями правительства Москвы, обсуждения и согласования которых не являются открытой для горожан процедурой.
Публичные слушания, которые, согласно федеральному закону, должны проходить любые схемы развития микрорайонов и проекты застройки перед принятием, на деле заменяются заседаниями работников ДЕЗов. Именно это - одна из основных причин строительных конфликтов в Москве, отмечает Хованская. По мнению депутата, необходим отдельный закон, в котором процедура проведения публичных слушаний по градостроительным планам была бы прописана в мельчайших деталях.