Moscow-Live.ru / Николай Будишевский
Виталий Мутко

Существенное наращивание объемов строительства жилья и дорог, предусмотренное соответствующими национальными проектами ("Жилье и городская среда" и "Безопасные и качественные автомобильные дороги") в 2019-2024 годах может привести к росту загрузки мощностей по производству песка, щебня и битума до критически высокого уровня в 82–95%. Это грозит обернуться дефицитом как мощностей, так и самих строительных материалов, который в свою очередь может привести к росту цен.

Такие выводы содержатся в проекте доклада Минэкономики, который был направлен в правительство в рамках полученного ранее задания провести анализ ресурсного потенциала строительной отрасли, пишет "Коммерсант". При этом издание отмечает, что ранее вице-премьер Виталий Мутко говорил о готовности отрасли к покрытию нужд по нацпроектам, а глава Минтранса Евгений Дитрих называл нехватку дорожно-строительных материалов одним из основных рисков нацпроекта "Безопасные дороги".

Как следует из доклада, в 2024 году объемы потребления песка в строительстве могут вырасти на 42%, а уровень загрузки мощностей по его производству может вырасти до 82%. Для щебня эти показатели составляют 44 и 95%, а для битума – 48 и 86% (в периоды пикового спроса загрузка мощностей по производству битума может достичь 100%).

Чтобы избежать дефицита и роста цен в ведомстве предлагают рассмотреть вопрос о разработке новых карьеров для добычи песка и щебня. При этом в докладе говорится, что развертыванию дополнительных мощностей может препятствовать недостаточный уровень конкуренции среди добывающих компаний, вызванный отсутствием однообразия в порядке распределения лицензий в регионах (в Минэкономики предлагают разработать единый порядок распределения лицензий на месторождения).

"Сейчас цены варьируются в разных регионах и зависят от неравномерности распределения мощностей, а также способности удовлетворять объем спроса", – отмечается в проекте доклада. Так, конечная цена для потребителя может существенно превышать цену на карьере (на песок – более чем в 2,5 раза, а на щебень — более чем в два раза). Это связано с большими транспортными расходами и наценками посредников. При этом дефицит полувагонов грозит дальнейшим ростом стоимости доставки.

Что же касается битума, то для снижения рисков дефицита и роста цен на этот материал Минэкономики также предлагает рассмотреть возможность создания дополнительных мощностей по его производству и хранению битума. Кроме того, в ведомстве предлагают подумать о сдерживании роста спроса на битум за счет оптимизации строительных планов.