Москва готовится ввести в строй рекордный объем торговых площадей. Но привычной конкуренции за них не ожидается: действующие игроки рынка отмечают падение спроса, а новые появляться не спешат. Об этом пишет журнал "Коммерсант Деньги".
Как отмечает издание, с начала года в Москве появилось девять новых торговых центров: "Вегас Крокус Сити", GoodZone, "Весна", "Реутов Парк", "Водный", "Москворечье", "Отрада", МЦ и "Алфавит", и у всех трудности с привлечением арендаторов. Однако до конца года в столице откроется еще несколько крупных торговых центров.
"Если все анонсированные проекты будут реализованы в срок, объем ввода новых площадей по итогам года превысит 750 тысяч кв. м, что станет рекордным показателем за всю историю рынка", - рассказывает Татьяна Ключинская из консалтинговой компании Jones Lang LaSalle. Даже поставив этот рекорд, Москва будет уступать по степени насыщенности торговыми площадями крупнейшим городам Европы, включая Санкт-Петербург.
Время для запуска новых торговых центров сейчас, мягко говоря, не самое удачное, отмечают эксперты. Нестабильная экономическая ситуация, резкое изменение курса валют и падение товарооборота (по некоторым данным, на 35-40%) привели к тому, что практически все арендаторы решили приостановить развитие. Главная задача для большинства - сохранить объемы бизнеса, а не нарастить его.
Скорее всего, будет усиливаться тенденция к большей лояльности в борьбе за арендаторов. "Вот, например, готовится к открытию "Авиа парк" на Ходынском поле. Это будет крупнейший молл в Европе, в нем заявлено 550 магазинов - почти столько же, сколько профессиональных игроков на рынке, - делится Николай Казанский, эксперт из Colliers International. - Очевидно, что заполучить такое количество арендаторов сейчас сложно, и ходят слухи, что уступки там колоссальные. Очевидно также, что инвесторы недостроенных торговых центров в этих условиях рады были бы остановить стройки, но делать уже нечего - и огромные финансовые затраты, и обязательства перед городом, и много чего еще".
Скидки для арендаторов, по идее, должны больше всего радовать потребителя. В Москве по сравнению со многими мировыми столицами арендные ставки всегда были очень высоки, и в этом чуть ли не главная причина московской дороговизны. Однако на фоне снижения покупательной способности эксперты прогнозируют на следующий год множество гулких полупустых торговых центров.
Эксперты уже сейчас отмечают, что россияне стали меньше покупать одежду, а fashion-ритейлеры уходят с рынка. С рынка исчезают сети и бренды как высокого сегмента, так и массмаркета. Однако однозначные выводы о полном упадке не позволяет делать выход на рынок новых международных игроков. За последние месяцы первые магазины в столице появились у итальянского бутика Isaia, у саксонской часовой мануфактуры A. Lange & Sohne, у магазина мебели и аксессуаров для дома Crate and Barrel и у магазина одежды и обуви Concept Store La Nipotina.
Несмотря на продуктовые санкции и трудности, связанные с антитабачным законом и правилами парковки, не так уж плохи дела и у рестораторов, пишет журнал. С одной стороны, в индустрии безусловный спад: в августе средний чек упал до 1,6 тысячи рублей, это на 17% меньше, чем в августе 2013-го, а посещаемость, по оценкам рестораторов, снизилась на 10-30%. Многие рестораны закрываются. С другой стороны, появляется не меньше новых ресторанов - и дорогих, и дешевых, отмечают эксперты. Впрочем, большого оптимизма рестораторы не испытывают и настроены на то, что спад в отрасли продолжится.