В ближайшие несколько месяцев московские власти могут определиться с концепцией развития одной из крупнейших промзон столицы - территории АМО ЗИЛ. На 300 га, расположенных рядом с Третьем транспортным кольцом, может появиться более 2,9 млн кв. м различной недвижимости. Всего же, по оценкам экспертов, в реорганизуемых промзонах можно возвести от 35 млн до 88 млн кв. м недвижимости.
Как напоминает "Коммерсант", разработку концепции развития территории АМО ЗИЛ власти Москвы и руководство завода заказали в ноябре 2011 года. Куратором конкурса стала компания IRP Group. В пятницу, 2 марта, свои работы представили четыре архитектурных бюро - немецкое Uberbau GBR, голландское Mecanoo Architecten, французское Valode and Pistre и российский "Проект Меганом". Из них были отобраны концепции Uberbau GBR и "Проекта Меганом", которые в течение нескольких месяцев должны быть доработаны.
Завод им. И. А. Лихачева" (АМО ЗИЛ) был основан в 1916 году. Основные бренды - грузовики ЗИЛ-4331/33, 4329, 5301 ("Бычок"). Предприятие занимает около 300 га в 5 км от Кремля рядом с Третьим транспортным кольцом, используется только 10% этой территории. Более 64% АМО ЗИЛ контролирует мэрия Москвы.
- Московские власти отказались от идеи создания мигрантских "гетто" на территориях промзон
Бюро Uberbau GBR предложило разделить территорию ЗИЛа на пять зон. Первую, под которую выделено 60 га, архитекторы назвали "районом исторического наследия ЗИЛа": здесь запланированы музей, учебные корпуса, офисные, жилые и торговые помещения, а высотность застройки не должна превышать 15 этажей. Вторая зона (60 га) - зона набережной, где будут построены жилые и офисные здания, а также театр. В третьей (60 га) основной акцент сделан на большой сосновый парк, который позволит улучшить экологию этого района. Две последние зоны выделены под инновационный кампус и инфраструктурные здания (хранилища, мойка машин и т. д.).
В отличие от Uberbau GBR "Проект Меганом" предлагает сделать ставку на строительство жилья, потенциал которого на территории ЗИЛа российские архитекторы оценивают в почти 950 тыс. кв. м. Также большая часть помещений - около 800 тыс. кв. м - отводится под образовательные нужды, около 460 тыс. кв. м - под производство. Остальные площади выделены под детские сады и школы (30 тыс. кв. м), торговлю и другие услуги (80 тыс. кв. м), спорт (30 тыс. кв. м).
Столичные власти неоднократно заявляли о том, что резервом для нового строительства в пределах МКАД служат территории промпредприятий, напоминает "РБК daily"По данным Cushman & Wakefield, за годы правления Юрия Лужкова регенерации подверглось более 450 га промзон, где было построено 8,5 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости (100 проектов). В то же время, судя по информации правительства Москвы, за последние четыре года с карты столицы исчезло намного больше индустриальных площадок.
В 2007 году промзоны занимали 15,9 тыс. га, что составляло около 15% всей территории Москвы. До 2030 года этот земельный банк должен был похудеть до 7,5 тыс. га. Однако по данным департамента экономической политики и развития Москвы, уже сегодня существующие в столице 209 промзон занимают всего 7,7 тыс. га. В будущем этот показатель может уменьшиться еще вдвое, свидетельствует новая концепция развития промтерриторий Москвы, которую на минувшей неделе озвучил мэр Москвы Сергей Собянин.
По его словам, большая часть промзон сконцентрирована «в срединной части города». Половину этих территорий градоначальник предлагает отдать под жилищное и рекреационное строительство, а для другой половины сохранить промышленный статус.