Moscow-Live.ru / Михаил Тихонов

31 июля в России вступили в силу изменения в ряд нормативных документов, касающихся оплаты потребителями услуг ЖКХ. Эти поправки упрощают возможность прямых платежей ресурсоснабжающим организациям без участия посредника – управляющей компании.

Как отмечает "Российская газета", возможность перехода на прямые договоры с поставщиками услуг появилась у жителей многоквартирных домов в апреле прошлого года, после внесения изменений в Жилищный кодекс, но массового перехода собственников на такие договоры не произошло. Вступившие в силу поправки должны упростить процесс такого перехода. В частности, в нормативных актах теперь есть образец типового договора поставки коммунальных ресурсов.

Как отметила исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева, есть два способа перехода на прямые договоры. Такой переход может быть совершен по решению общего собрания собственников жилья, либо по решению ресурсоснабжающей организации, которая может разослать собственникам бланки договоров. Такой договор считается заключенным с момента выставления первой платежки.

При этом Разворотнева считает, что типовой договор вызывает вопросы. Например, в нем не прописаны характеристики качества поставляемых услуг. В связи с этим потребителю будет сложно предъявить претензии, если температура воды или давление газа окажутся слишком низкими. Кроме того, в документе нет описания процедур разрешения споров и выплаты штрафов в случае оказания некачественных услуг.

Хотя прямые расчеты с поставщиками исключают риск потери денег в результате банкротства или нечистоплотности управляющей организации, у такой схемы есть и минусы. Так, в регионах, которые уже перешли на прямые расчеты с поставщиками ресурсов, коммунальные платежи нередко вырастают.

"В тех регионах, которые уже перешли на прямые расчеты, довольно часто платежи за потребленные ресурсы вырастают. Потому что ресурсник заинтересован в том, чтобы получить с потребителя по максимуму. Подозреваю, что компании приписывают порой больше потребленного по факту. И если в управляющей компании есть, как правило, свои юристы, которые могли бы с подобными случаями разбираться квалифицированно, то собственникам, оплачивающим напрямую, будет сложнее доказывать, что им выставили завышенную сумму", – рассказала Разворотнева.

Напомним, на днях аналитики составили рейтинг российских городов по уровню удовлетворенности жителей качеством работы местных коммунальных служб. Лидером рейтинга стал город Ейск (Краснодарский край), жители которого поставили службам ЖКХ 6,9 балла из 10 (на балл больше, чем годом ранее). Второе место в списке заняла Тюмень (6,8 балла), а замыкает тройку Нижневартовск (6,7 балла). Москва заняла в списке девятое место (6 баллов), но лидирует среди городов-миллионников. При этом жители миллионников обратили внимание на ухудшение ситуации в коммунальной сфере.