Погорельцы, пережившие прошлое лето, продолжают осваиваться в новых домах, построенных за счет федеральных средств. Крыше над головой люди рады, но претензий к качеству строительства много. Среди наиболее часто упоминаемых жителями недостатков новых домов вода в подполе, маленький метраж, проблемы с коммуникациями. Но больше всего селян заставляет переживать неубранный горелый лес рядом с жильем. Об этом пишет газета "Новые известия".
В прошлом году от лесных пожаров пострадали более 3000 человек по всей России. Всего за несколько месяцев на федеральные деньги были построены дома для всех, чье жилье уничтожил огонь. Всего власти построили 2145 домов для 2200 семей. За возведением строений в режиме реального времени в интернете могла наблюдать вся страна. Но после первой же зимы из 19 регионов, где обитали погорельцы, посыпались жалобы на новые дома.
С весны пострадавшие от пожаров в Волгоградской области направляют письма депутатам регионального парламента о плохих условиях проживания. Жители Руднянского района рассказывают, что в новых коттеджах падают потолочные плинтусы, не по размеру выструганы дверные и оконные блоки, отсутствует питьевая вода и уличное освещение. Кроме того, в отстроенном поселке нет магазина. Своими силами селяне исправить недоделки не могут. Районная власть, по словам заявителей, не отвечает на запросы, а до губернатора не дозвониться.
Если в Волгоградской области были "косметические дефекты" у новых домов, то погорельцы села Галевки Тульской области были вынуждены мерзнуть всю зиму. Дома отсырели, обои отошли от стен, и на них появилась плесень. Справиться с проблемой должно помочь газовое отопление, но его пока в поселке нет. Жителям Нижегородской области удалось достучаться до правоохранительных органов.
Региональное управление Следственного комитета проводит проверку по сообщениям о разрушении домов в селе Ватагино Балахнинского района области. Люди жалуются, что их новые жилища начали разваливаться. Крыши текут, водопровод вышел из строя, а стены сделаны из пенопласта. Следователи не исключают, что могут возбудить уголовное дело по статье 238 УК РФ "выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности".
В поселке Криуша Рязанской области претензии к домам жители высказывают соседям, журналистам и местной администрации. Все 65 строений расположились на улице Есенина, которая тянется почти через весь населенный пункт. К каждому дому подведены желтые "газовые" трубы, появились люки канализации. В апреле в Криушу приезжали чиновники из правительства, которые интересовались, как повели себя дома зимой. К отоплению претензий не было, и министры уехали обратно в Рязань. Коррективы внесла летняя жара. В домах, где не была проведена вентиляция, стало нечем дышать. "Дом химический, дышать тяжело. Днем в доме 28-30 градусов, а ночью - до 24-26", - жалуется местная жительница Мария Романова.
Пенсионерка Валентина Максина встречает журналистов у забора. Во дворе бригада гастарбайтеров готовит площадку под новые здания: гараж, мастерскую, баню, дровник. "Это уже все на наши деньги. Нам дом сделали на 70 квадратных метров и сарай. У нас же было 119", - говорит "НИ" Валентина Андреевна. Потерянные метры не дают пенсионерке покоя.
Но сильнее всего жителей Криуши волнует не сомнительное качество строительных работ или забытые обещания властей, а неубранный лес. Выгоревшие столбы сосен до сих пор стоят на незначительном расстоянии от домов. Люди боятся нового воспламенения. Пожар в условиях жары повториться может, соглашается руководитель лесной программы "Гринпис России" Алексей Ярошенко. "По техрегламенту лес должен находиться в 10-15 метрах от домов. По новым поправкам расстояние будет составлять 30 метров. Но и это не дает ничего, кроме самоуспокоения, - говорит "НИ" эксперт. - Сгоревший лес надо убрать метров на 100". На вопросы жителей, когда уберут паленую древесину, в администрации Криуши отвечают: денег на работы нет.
Между тем лесные пожары в разных регионах России продолжают бушевать с разной степенью интенсивности. Чиновники и независимые эксперты надеются, что до прошлогодних трагедий дело не дойдет.