Олимпийские инвесторы-застройщики пытаются выпутаться из щекотливой ситуации с убыточным для их компаний "почетным" строительством в Сочи. Строятся в основном на крупные кредиты госбанков, возвращать которые застройщикам нечем. Кто-то, чтобы не расплачиваться по долгам перед бюджетом, уже готов безвозмездно подарить государству свои проблемные объекты. А холдинг "Интеррос" Владимира Потанина, строящий к Олимпиаде почти за 68 миллиардов рублей горнолыжный курорт "Роза Хутор" в Красной Поляне, просит федеральные власти создать там особую экономическую зону (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. Это позволит компании сэкономить на налогах и тем самым в течение 15 лет попробовать окупить свои затраты на проект.
Существование письма с таким предложением, направленное вице-премьеру Дмитрию Козаку, курирующему в правительстве подготовку Сочи к Олимпиаде, "Коммерсанту" подтвердили гендиректор "Розы Хутор" Сергей Бачин и представитель аппарата Козака Илья Джус. Но создание ОЭЗ входит в компетенцию администрации Краснодарского края, оговаривается Джус. Власти региона должны направить заявку в Минэкономразвития.
- Что России обойдется дороже: Олимпиада-2014 или ЧМ-2018
Всего в России насчитывается 17 ОЭЗ, из которых четыре туристско-рекреационного типа - две на Алтае и две на Байкале. Резиденты таких зон получают ряд преференций: например, они освобождены от налогов на имущество и землю, транспортного налога, а ставка налога на прибыль составляет 15,5% вместо обычных 20%. Кроме того, резиденты платят за аренду земли по льготным тарифам. В случае создания в Красной Поляне особой зоны "Роза Хутор" вложенные средства можно вернуть уже за 12-15 лет, отмечает Сергей Бачин.
По его словам, идею созданию ОЭЗ в горной части Сочи поддерживают и другие олимпийские инвесторы. Так, курорт "Горки-город" с трамплинами (общая смета более 30 миллиардов рублей) строит ОАО "Красная Поляна", где 50% принадлежит "Сбербанку". А "Газпром", вложивший во все свои олимпийские стройки около 100 миллиардов рублей, отвечает за комплекс "Лаура" с лыжными трассами.
Год назад создать ОЭЗ в Красной Поляне и Сочи уже предлагала госкомпания "Курорты Северного Кавказа" (КСК). При этом она хотела управлять зоной, против чего выступило Минрегионразвития, предлагавшее на роль управляющего будущей ОЭЗ госкорпорацию "Олимпстрой". Экс-глава КСК Ахмед Билалов, начинавший строить "Горки-город" в Красной Поляне, ушел в отставку в феврале, после того как президент Владимир Путин раскритиковал ход строительства трамплинов на этом курорте.
Краснодарские власти против
Создание ОЭЗ может привести к серьезным выпадающим доходам краевого бюджета, поэтому региональные власти не только не спешат инициировать создание зоны, но и противятся этому, говорит один из федеральных чиновников. Илья Джус уточняет, что краевые власти сейчас готовят предложения по льготам по некоторым видам налогов только для застройщиков спортивной инфраструктуры.
У олимпийских инвесторов существует еще одна проблема - накопленные проценты по кредитам, выданным ВЭБом, продолжает Сергей Бачин. Он уточняет, что на момент окончания Олимпиады у "Розы Хутор" эта сумма достигнет 17 миллиардов рублей при общих инвестициях в проект 68,6 миллиарда рублей, из которых 55,7 миллиарда рублей - предоставленный ВЭБом кредит.
Как напоминает "Коммерсант", требовать компенсации с властей инвесторы олимпийских проектов начали еще осенью 2011 году, когда их проценты по кредитам увеличились минимум на треть. Тогда же Потанин официально заявил, что "государство найдет вариант в какой-то форме войти в капитал" "Розы Хутор". Но все закончилось лишь тем, что бизнесмен заложил ВЭБу в обеспечение кредитов все 100% акций своей девелоперской компании "ПрофЭстейт".